Гостиница "Макаровская"
Паломнического центра
Иоанно-Богословского
мужского монастыря
Телефон для справок:
8 (937) 511-78-78
430910 г. Саранск, РП Луховка,
с. Макаровка, ул. Нагорная, д.35
54°09'26"N 45°15'16"E

Духовное наследие

В путь всея земли…
(памяти схиархимандрита Феофана (Данькова))

16 мая 2013 года, в четверг второй недели по Пасхе, в день памяти прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского после продолжительной болезни почил о Господе сном праведника духовник Иоанно-Богословского монастыря и Саранской епархии Мордовской Митрополии, схиархимандрит Феофан (в миру Владимир Федорович Даньков), с честью прослуживший Церкви Христовой в монашеском и священническом звании 36 лет.

Родился 27 июня 1935 года в поселке Орловка Башмаковского района Пензенской области, 10 августа 1935 года крещен в Михаило-Архангельской церкви села Башмаково (Пензенская область). В 1954-1957 годах служил в Советской армии. По возвращении 19 марта 1977 года в Успенском кафедральном соборе г. Пензы рукоположен архиепископом Пензенским и Саранским Мелхиседеком в сан диакона, 20 марта 1977 года, там же – во пресвитера. С 21 марта 1977 года по 7 июня 1981 года – настоятель церкви «Живоносный источник» с. Журавкино Зубово-Полянского района МАССР. С 8 июня 1981 года по 26 сентября 1991 года – настоятель Покровской церкви с. Каменный Брод Ельниковского района Мордовии. 24 мая 1982 года епископом Пензенским и Саранским Серафимом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий, в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

С 27 июня 1991 по 1 января 1995 года – насельник Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря. 18 апреля 1992 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы этого монастыря наместником – архимандритом Варнавой – пострижен в схиму с именем Феофан, в честь святителя Феофана, затворника Вышенского. Со 2 января 1995 года по 31 июля 2004 года – насельник Свято-Троицкого Чуфаровского мужского монастыря (с 17 апреля 2003 года – духовник монастыря).

С 1 августа 2004 года – духовник Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. В январе 2012 года назначен начальником скита Новомучеников и исповедников Мордовских в Иоанно-Богословском монастыре. Награжден: набедренником – 25 апреля 1978 года, камилавкой – 15 апреля 1980 года, наперсным крестом – 31 мая 1983 года, саном игумена – 16 мая 1986 года, палицей – 23 апреля 1990 года, крестом с украшениями – 22 апреля 2005 года, саном схиархимандрита – 17 апреля 2008 года.

Схиархимандрит Феофан, всегда близко к сердцу принимавший несчастия ближнего, лицом к лицу сталкивался с нуждою прихожан и паломников. Благодаря широкой духовнической деятельности и доброте, авторитет и его популярность далеко простирались за пределы Мордовии. Его душа всегда благоухала плодами любви, смирения, сострадания, милосердия. Кто знает тяжесть схимнического, старческого и духовнического креста, кто заглянет в монашеское сердце, кто исповедает ту скорбь, печаль, те раны, что принимает это сердце, и за себя и за всех? Один Господь.

Схиархимандрит Феофан встречался со многими известными старцами нашего времени. Был у отца Николая (Гурьянова) на острове Залит, ездил к о. Илию Оптинскому, встречался с о. Кириллом (Павловым), общался с о. Иоанном (Крестьянкиным) из Псково-Печерского монастыря… Никому не дано знать, о чем говорили эти духоносные мужи. Ниточка преемственности старчества на Руси не оборвалась, несмотря на все лихолетье и гонения на Церковь. Тихий свет старчества осиял и наше труднейшее, смутное время, когда мир встал у черты гибели, подарив нам надежду на духовное выздоровление и спасение.

Как о. Феофан проводил свою жизнь только для Бога и для ближнего, так и умер с непрестанной молитвою на устах и с непрестающей заботой, непрерывным попечением об участии ближнего, беды и несчастия которого всегда находили живой отклик в его любвеобильном сердце. Даже находясь на одре болезни, батюшка принимал всех страждущих и нуждающихся.

Всегда будем помнить, что такие богоугодные мужи идут вслед Христу, принимая с радостью клевету, ложь, поношения, что, к великому сожалению, происходит и в наше время. Для многих православных людей схиархимандрит Феофан стал самым дорогим, родным человеком на земле.

Спи же сном праведника, многотрудившийся, добрый пастырь. Вниди, после твоих многополезных трудов, в радость Господа твоего! В малом был ты верен: над многим тебя Господь поставит! Да будет незабвенна о тебе память среди твоей осиротелой братии и духовных чад во все роды родов!...

Наместник Иоанно-Богословского мужского
монастыря игумен Мелетий (Кисняшкин)
с братией Святой обители.

Предыстория

Летом в пензенском приложении одной из центральных газет я прочитала статью о схиархимандрите Феофане, духовнике Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря Саранско-Мордовской епархии. К концу прочтения статьи я поняла, что речь идет о Володе - так называли его в нашей семье - который в 1959 году крестил моего брата. Всякий раз, когда брат выходил "сухим" из жизненных переделок, мама непременно говорила: "Неудивительно, его сам Володя крестил!".

Статья и воспоминания подтолкнули меня побольше узнать о человеке, родством с которым мы можем гордиться. Отец Феофан, в миру Даньков Владимир Федорович, родом из села Орловка Башмаковского района. В нашем районе у старца проживает немало близких родственников, с одной из которых, женой брата Ивана, Анной Петровой Даньковой, я встретилась. Многие знали и его сестру, женщину верующую, А. Ф. Акимцеву.

У каждого из нас свое предназначение

Владимир родился в 1935 году. Родился, чтобы стать служителем церкви и нести людям Слово Божие. Отец семейства, Федор Васильевич, был "устроителем новой советской жизни". Мать же, Мария Петровна, женщиной была глубоко верующей, и к вере Христовой приобщала своих детей.

В 1941 году на войне погиб отец. Несмотря на то, что в годы военного лихолетья семья бедствовала и голодала, мать требовала соблюдения постов, и, на удивление, все дети выжили. По словам Анны Петровны, Володя рос "плохонький" - был небольшого росточка, худенький, в чем душа держалась, но характера крепкого. Стойко переносил насмешки, когда деревенская детвора дразнила и задирала его: "Вон поп идет!". Хотя и учился Володя хорошо, но закончил только начальную школу. В семилетку, в соседнее село, пойти не смог - не в чем было, голы-босы.

Когда чуть подрос, пошел работать в колхоз. Потом уехал на Урал, выучился на плотника, некоторое время работал там. Ну, а потом - служба в армии в береговой охране на Тихо-океанском флоте. За веру в Бога ему и там доставалось - при прежней-то идеологической работе в войсках. Трагический случай - самоубийство солдата в госпитале в то время, когда там лежал на излечении рядовой Даньков, послужило поводом комиссовать и его, доходягу. В 1957 году вернулся домой и опять стал работать в колхозе.

Душа тянулась к Богу

Деревенские развлечения молодежи Володе были не по душе. Брат его, Виктор, - рассказывает Анна Петровна, - был веселый, боевой, очень любил плясать, а Володя ему: "Брось! Грех-то какой!". А тот смеется: "Умру, ты мои грехи отмолишь".

Как же без Бога жить можно? Не найдя себя в деревенской жизни, Володя подался в Башмаковскую церковь Михаила Архангела за 30 км от села. Был церковным сторожем, помогал батюшке вести службу. Народу в церковь ходило мало, боялись. Частенько, чтобы протопить печь в церкви, ему приходилось разживаться углем или дровами у добрых людей.

В 1977 году его рукоположили во иерея, в Мордовии, где сделать это было проще. К службе приступил в селе Журавки, Зубово-Полянского района.

В 1982 году батюшка принял монашество под именем Феодосий. Через шесть лет отец Феодосий был возведен в сан игумена. На новом месте своего служения, в селе Каменный Брод, священника приняли с большой радостью. А прихожане церкви села Журавки очень жалели о переводе батюшки в другое место. В этом селе батюшка прослужил 10 лет: венчал, отпевал, крестил.

В монастырь

В 1991 году Феодосий перешел в число братии открывшегося Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. А год спустя принял схиму под именем Феофана.

Со всех концов страны в монастырь потянулись люди за духовным и физическим исцелением к духовным отцам Питириму, Иерониму, Феофану. Отец Феофан ходил по мордовским селам, служа в церквях молебны о молящих.

В 1995 году по благословению епископа Саранского и Мордовского перешел духовником во вновь открывшийся Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь, куда хлынул поток болящих на лечение и отчитку (бесноватых).

Позднее схиигумен Феофан стал служить в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре, и туда потянулся поток страждущих не только из России, но и из-за рубежа. Анна Петровна рассказывает, что родственники, попытавшись попасть к отцу Феофану "по родству", были отправлены им в общую очередь.

Отец Феофан был возведен в сан схиархимандрита и являлся духовником не только монастыря, но и всей епархии. Исповедовалось у него монашество и духовенство. "Нужно ли говорить, насколько это великий, но одновременно тяжкий и скорбный крест - быть свидетелем перед Господом, пропуская через себя человеческие грехи. По существу, духовник берется помочь душе дойти до царствия Божия", - писала о нем в своей статье монахиня Елисавета. Батюшку, согбенного, сияющего доброй улыбкой, всегда можно было увидеть в окружении множества людей. Измученные грехом, отчаявшиеся, разуверившиеся, потерявшие себя и смысл жизни люди после встречи и бесед с отцом Феофаном вновь обретали душевное равновесие и радость жизни. Отец Феофан встречался со многими старцами нашего времени. Никому не дано знать, о чем беседовали духовные мужи…

Как рассказывает Анна Петровна, отец Феофан всегда помнил о своей малой родине, поддерживал связь с родными. Служба не позволяла бывать на родине часто. В последний раз был на похоронах своей сестры Александры, а вот с братом Иваном, мужем Анны Петровны, попрощаться не смог. Общался он и с членами семьи покойного отца Стефана, настоятеля Михаило-Архангельской церкви.

Отец Феофан ушел из жизни в мае 2013 года на 78-м году жизни. Отпевание состоялось 18 мая в главном соборе Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря при большом стечении верующих.

Людмила Кривцова
www.vestibash.ru/news-7-2397.html

Из устных рассказов мы знаем множество случаев помощи Божией по молитвам старца. Согласно Священному Писанию, «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф.5,15), поэтому эти рассказы хотелось бы передать грядущим поколениям.

Свои воспоминания Вы можете направлять по адресу:
430910, Республика Мордовия, г.Саранск, с.Макаровка, ул. Нагорная, 35, Иоанно-Богословский
Макаровский мужской монастырь или по электронной почте: inok58@mail.ru